Тренер «Газпром»-Академии по йоге: «Чтобы тело было готово к нестандартным ситуациям на поле, а их много, нужно работать со всеми группами мышц»
Большое интервью Елизаветы Взоровой — о подготовке профессиональных спортсменов, развитии гибкости и концентрации.

— Что такое йога? Как лично вы объясняете это понятие?
— У этого слова много трактовок. Можно поискать ответ на этот вопрос в источниках, но лично для меня йога — любовь к телу и уважение к своему сознанию. Разновидностей йоги очень много! Каждый наставник считает необходимостью создать свое направление, но основой и стандартом всех остальных течений является хатха-йога. Про нее есть смысл поговорить: в ней есть асаны (прим. — положения тела), которые все знают. Мне нравится Виньяса-йога, это одно из наиболее динамичных ответвлений. В ней одна асана перетекает в другую, и это не так скучно для тех, кто не любит статику.
— Насколько йога сложна для новичков?
— Абсолютно непредсказуемо, как поведет себя новичок. Есть люди-диспластики, которых можно «в узел связать». Они гибки, для них йога будет легким делом. Обычному человеку, который не пластичен и не гибок от природы, будет непросто — элементарно даже сесть и сложить ноги крест на крест.
— С какой целью обычно начинают заниматься йогой?
— Невозможно сказать за каждого. Я давно практикую йогу и знаю, что самое банальная цель у людей — сбросить вес, похудеть. Это одна категория. Еще есть категория, которая хочет встать на голову или растянуть себя в шпагат. Есть и те, которым нравится слушать учителя: сидит человек, кайфует от нахождения в зале. Кто-то приходит для атмосферы в йога-студии, кто-то приходит ради самой йоги и ощущения транса во время практики, кто-то не может заниматься дома. Есть много онлайн-курсов, но далеко не все могут их выполнять дома на коврике, кому-то необходима дисциплина.
— Как к этой практике относятся футболисты?
— Идея начать преподавать йогу в «Газпром»-Академии принадлежит Алексею Юрьевичу Тихомирову, нашему старшему тренеру. Наша основная задача — профилактика травм игроков. Мы занимаемся с ребятами дважды в неделю. Первое занятие у нас — силовая тренировка, мы работаем над мобильностью суставов по изоляции группы мышц — отделяем и работаем конкретно со статикой, с динамикой, используя асаны из йоги. В конце мы делаем растяжку. У нас большая программа.
— Какую в итоге наблюдаете динамику?
— Поскольку долго слежу за ребятами и вижу их прогресс, могу сказать, что они стали более гибкими и внимательными к своему телу. Мы не будем лукавить, футболист — груда мышц, но в нижней части тела. Вверх не слабый, но в диспропорции. Мы закачиваем кисти — это то, что нужно вратарям. Мы работаем со спиной, ведь самые тяжелые травмы — на позвоночник. Соответственно, чтобы тело было готово к нестандартным ситуациям на поле, а их много, нужно работать со всеми группами мышц. Перекос в теле ведет к тому, что оно само «натягивает» связи — где-то напряжением, а где-то расслаблением. Нужно за этим следить. Ребята растут, нагрузка увеличивается, а асимметрия, которая создается в теле, приводит к остеопатам, мануальным специалистам, к плаванию и йоге.
— Как менялось отношение игроков к йоге по их мере участия?
— Сначала у меня были ребята 2004 и 2005 годов рождения. Им было интересно, это видно по глазам. Они уже достаточно взрослые. Причем заинтересованность больше не в силовой нагрузке, которую мы выполняем по понедельникам, а в дыхательных практиках по пятницам. Мы дышим, медитируем — это называется шавасана. Для них это нестандартная процедура, которую они не делали ранее.
— Расскажите про дыхательные практики.
— Обычно выполняем их перед матчами. Моя задача — подготовить ребят психологически к тому, что завтра будет непростой и ответственный день. Я им говорю: «Сегодня день любви к себе, к своему телу. Будем максимально внимательными к тому, что мы чувствуем и что ощущаем», — как машиностроение.
Мы практикуем с ребятами различные способы дыхания из йоги. Всегда ребят учу: «Дыхание — ваш друг». Дыханием можно себя расслабить или наоборот увеличить напряжение. Мы используем методы йога-терапии для расслабления тела. Над тугоподвижностью мышц, которая ведет к травмам, необходимо работать.
— А что касается совсем юных игроков?
— Малышам больше интересны физические упражнения. Спортсмены — интересная категория людей, они физически подготовлены. Это не работа с обычными людьми. Для спортсмена нет слов и выражений: «нет, не хочу, не буду». Они всегда выполняют. А малыши готовы на вызов! Мы выполняем какие-то подходы: первый — они делают, потом говорю: «Сейчас будет второй». И они: «Ого, а что же там будет?» Третий — все ждут. Они хотят почувствовать свое тело в иной, непривычной среде.
— Почему занятия йогой стоит воспринимать серьезно?
— Как минимум, потому что это полезно всем. Чем больше движения, тем лучше ваше тело готово к любым проблемам и вызовам — падениям, ударам, столкновениям, неудачным касаниям «мяч-стопа». Это всегда будет полезно. Да и вообще провести время самим с собой — это очень хорошо.
— Были ли ситуации, когда ребята благодарили за проведенные занятия?
— Они часто подходят к тренерам: им нравится, что они чувствуют такое облегчение и отдых. Например, 10 минут занятий йогой-нидра могут заменить час сна. Они восстанавливаются за время нашего занятия.
— Считается, что у мальчиков возникают трудности с гибкостью. Согласны?
— Нет, абсолютно. Чем моложе, тем более гибкий. Самых молодых можно спокойно посадить в шпагат. Например, ребята 2006 года рождения обладают хорошей растяжкой. С гибкостью можно поработать — это 50% наследственности и 50% работы.
— Какой вид йоги может напрямую помочь в игре?
— Суставная гимнастика. Это не йога, но элемент йога-терапии. Сустав питается за счет работы мышц, а если не двигать этими мышцами, они постепенно перестают нормально функционировать.
— Есть ли отличия в гибкости и физиологии между полевыми игроками и вратарями?
— Я бы сказала, что вратари всегда более высокие, им труднее согнуться, чем обычным игрокам. Они не такие поворотливые.
— Назовите качества, которые вам бы хотелось видеть в игроках?
—Уверенность в себе, ловкость и умение слышать свое тело.
— В йоге существует практика ретритов — время, которое используется для уединения и медитаций. Для чего это необходимо?
— Стараюсь всегда проводить время с пользой. У меня есть традиция: посещать йога-студии в любой стране. Мне важно понимать, как преподают, какая энергетика в том или ином месте у учителя, ведь, как правило, мы приходим даже не ради йоги, а ради энергии. Ты можешь ходить на урок к одному учителю, и ничего не понять. А можешь прийти к другому и уйти таким вдохновленным!

— Существуют ли главные правила в йоге?
— Главное правило — всегда обращать внимание на свое тело, чувствовать, где и что болит, есть ли где-то дискомфорт, не терять дыхание. Потому что очень часто, когда мы что-то делаем, задерживаем дыхание или дышим поверхностно. И еще важно удерживать внимание ума, спрашивать себя, о чем я думаю, всегда стараться быть в точке концентрации.